Блог фотографа Станислава Попова

моя капля в море информации

Выбор объектива

Какой объектив посоветуете?

Хотите верьте, хотите нет, но это самый часто встречающийся вопрос который мне задают как фотографу. Да и на всевозможных форумах эта тема поднимается чаще, чем даже выбор фотоаппарата. Отчего? Да, пожалуй от того, что объективов куда больше чем фотоаппаратов, от того и вопросов по ним на порядок больше. Правда, есть один интересный момент – подобные вопросы встречаются только среди новичков в области фотографии, чем более опытный фотограф – тем больше он понимает, что нужный конкретно ему объектив может выбрать только он сам, и никто не может быть советчиком в этом деле.

ZOOM

Сперва хотелось бы, в качестве этакого введения, коснуться терминологии, а точнее одного мерзкого понятия навязанного маркетологами, продающими «мыльницы». Итак, зум! Очень многие сознательные и даже совсем немолодые люди, приходя в магазин с целью прикупить зеркалку, выставляют себя, ну не сказать чтобы совсем идиотами, но в целом людьми как будто только что родившимися. Как это они делают? Да просто – говорят что-то типа, – «А не подскажите, какой у этого фотоаппарата/объектива ЗУМ?». После этого образованные и технически грамотные продавцы впадают в ступор, а более ушлые, но менее технически подкованные, начинают радостно отвечать на вопрос про 4x, 8x и даже 10x зумы. Так что же здесь не так? Всё очень просто, понятие зум, если и можно употреблять к фотоаппаратам и объективам, то только с одной целью – чтобы отличить фиксфокал (объектив с постоянным фокусным расстоянием) от как раз-таки зум-объектива (объектива с переменным фокусным расстоянием). Но никак не для описания «приближающей» способности объектива, как это сейчас делается. Дело в том, что  использовать этот термин, говоря про сменную оптику, попросту нельзя. Давайте разберёмся почему. Возьмём сперва всеми любимые «мыльницы» – на любой из них написано что-то вроде 12x zoom. В переводе на человеческий язык это означает, что на длинном конце объектива приближение больше чем на коротком в 12 раз. Учитывая, что большинство «мыльниц» на коротком конце имеют эквивалентные 35 мм плёнке фокусное расстояние в 25-38 мм мы получаем на их длинном конце 300-456 мм. Звучит непонятно? Согласен, но только из-за того, что Вы слишком долго пользовались до этого «мыльницей». В фотографии есть одно понятие – фокусное расстояние объектива, измеряемое в миллиметрах, всё, никаких зумов! А теперь вернёмся к зеркалкам и тому почему же понятие зум с ними неупотребимо. Этот термин чужд сменным объективам по одной простой причине – у подавляющего большинства объективов с переменным фокусным расстоянием кратность (тот самый зум) одинаков, т.е. одинаково численное значение отношений фокусных расстояний на длинном конце к фокусным на коротком. Фиксофакалы же вообще не имеют зума, то есть кратности, точнее он есть, но равен единице, так как фокусное растояние всего одно. Чтобы было более понятно я приведу один пример. Есть у кэнона такое замечательное стекло 24-70 2.8 и есть не менее замечательное 70-200 2.8, так вот и в первом и во втором случае это зум-объективы с кратностью около трёх, т.е. если бы на них было написано zoom, то полностью это выглядело бы как то так – X3 ZOOM. Другими словами, человек слышавший до этого только это мерзкое слово из четырёх букв, и никогда не обращавший внимание на циферки означающие фокусное расстояние, будет полностью уверен, что эти два объектива дают одинаковую картинку по углу зрения, причём увидев цифру 3 он будет сильно удивлён, что объектив ценой в 1700$ такой «слабенький». Так что забудьте этот термин (применительно к приближающей способности объектива) раз и навсегда.

Универсальность против качества

Итак, из предыдущего абзаца мы поняли, что есть объективы с переменным фокусным расстоянием и объективы с постоянным фокусным расстоянием. Причём, бегло просмотрев прайс-лист любого фото-магазина можно легко заметить, что эти казалось бы неудобные фиксфокалы отчего-то имеют стоимость обычно равную, а чаще даже большую, чем у зумов. Отчего это? Это всё от качества конечного изображения. Чем лучше картинка – тем больше стоимость (это как правило, супертелевики же в 1200 мм и ценой с мерседес стоят столько отнюдь не из-за качества картинки, а из-за большой сложности изготовления). Так вот тут-то мы и начинаем задумываться, какой же объектив взять. Почему нельзя купить какой-нибудь универсальный зумчик типа 18-200 мм, вместо двух-трёх фиксов, тем более что он ещё и обойдётся раз эдак в 5 дешевле? Отчего же нельзя, можно конечно. Но это уже определяется исключительно Вашими предпочтениями и эстетическими соображениями. Ведь картинка снятая через такой объектив будет художественно слаба, так как диафрагма широко не открывается – соответственно боке (зона на фотографии, находящаяся вне зоны резкости) у такого объектива некудышнее. Впрочем, всё конечно зависит от тех задач, которые Вы перед собой ставите в плане съёмки. Если Вам нужен один объектив, чтобы брать его с собой в поездку и не заморачиваться постоянной сменой стёкол в неудобных местах – то Вам конечно нужен зум объектив. Но для известных условий съёмки больше подойдёт какой-то определённый, скорее всего фиксфокал. Вот тут мы с Вами и подходим к главному, к перечислению типов объективов.

Какие объективы бывают?

Так интересно получилось, что в этой статье я пошёл задом наперёд, сперва рассказал про фиксы и зумы (описал конструктивное деление), но не коснулся главного – деления объективов по фокусным расстояниям. Видимо это произошло как раз из-за того, что сперва стоило доказать невозможность использования понятия zoom. Так вот, все объективы по своим фокусным расстояниям делятся на 5 категорий (перечисляю по увеличению фокусного):

  • сверхширокоугольные объективы (менее 24 мм)
  • широкоугольные объективы (24-35 мм)
  • нормальные объективы (40-60 мм)
  • телеобъективы (70-135 мм)
  • супертелеобъективы (более 150-500 мм)

Тут стоит сделать одну поправку – я привожу фокусные расстояния в пересчёте к 35 мм кадру, то есть объективы с такими фокусными расстояниями будут соответствовать своим названиям только будучи надетыми на полнокадровую фотокамеру.

Разные задачи – разные стёкла

Итак нам теперь известны названия объективов, но не  понятно зачем их столько напридумывали. Ответ прост – они нужны для реализации всех Ваших творческих задумок. Ведь Вы не должны забывать, что предназначение фотоаппарата со сменной оптикой каждый определяет сам для себя: кому-то нужно снимать только портреты, зачем ему для этого сверхширокоугольник; кто-то занимается исключительно фотоохотой и ему нужны только супертелеобъективы; а кто-то вообще снимает только интерьеры и ему не обойтись без широкого угла. Также нужно понимать, что специализированный объектив даёт намного более качественное изображение в своей узкой области применения, чем любой универсальный. Из всего этого вытекает одно простое заключение – хотите снимать всё и качественно – будьте готовы таскать большой кофр с оборудованием. Если Вы готовы пожертвовать качеством, а иногда и просто смириться с невозможностью сфотографировать определённый сюжет – Ваш выбор универсальный объектив.

Заключение

Закрыть тему сегодняшней статьи очень трудно,  ведь остаётся ещё очень много вопросов про конкретное применение разных типов объективов. Но знаете, я пожалуй дам один простой совет – сперва купите фотоаппарат с китовым (идущим в комплекте, чаще дешёвым и не очень универсальным) объективом, и уже поснимав им определитесь, чего же Вам конкретно нужно. Кто-то захочет мощный зум-телевик, кто-то перейдёт исключительно на широкоугольные фиксы, а кто-то найдёт золотую середину в виде удобного походного универсала и определённого набора качественных фиксфокалов. Ведь выбор объектива – это уже полностью Ваши личные предпочтения, так как по большому количеству параметров оценка их качества весьма субъективна и зависит в большей степени от Вашего вкуса.

На этой лирической ноте я завершу сегодняшнюю статью. В последующем я непременно буду упоминать и более конкретно описывать области применения разных объективов. Ну, а пока – фотографируйте чаще! И, удачных Вам снимков!

Рубрика: Фотолюбителям, автор Станислав Попов, опубликовано: Апрель 1st, 2010, в 18:00.

Добавить комментарий

Предыдущая статья:  

Пока нет комментариев.

Вы можете оставить ответ, используя форму ниже!


Написать комментарий

Вы должны войти чтобы добавить свой комментарий.